Эволюция корпоративного управления в зависимости от стадии развития бизнеса
Автор: Феофанова О.Ю.
По мере своего развития бизнес проходит несколько стадий, в среднем продолжительность пребывания на каждом из этапов не должна превышать 2 года, но достаточно часто развитие буксует и бизнес сталкивается с этапом стагнации, иногда даже регресса. Что же может помочь компании вырасти, как преодолеть этап стагнации. На помощь в данном случае приходит внешняя поддержка – эффективное корпоративное управление.
Какие основные стадии развития бизнеса можно выделить?
- первая – стадия старта, когда сформирована идея и команда, бизнес начинает функционировать,
- вторая – стадия определенности, когда бизнес либо начинает расти, либо сокращает свою деятельность,
- третья – стадия масштабирования, когда бизнес готов расширяться, привлекать инвестиции, выходить на новые рынки,
- четвертая – стадия укрупнения, когда бизнес начинает формирование холдинговых структур, покупку других бизнесов, трансформацию в корпорацию.
На каждой ступени развития бизнес сталкивается с различными задачами и потребностями. Одной из важных задач является своевременное выявление потребности во внешней поддержке в наиболее эффективной форме. Давайте разберемся, какие наиболее оптимальные формы внешней поддержки существуют для каждой из стадий развития.
Эволюция формат внешней поддержки в зависимости от стадии развития бизнеса.
Стадия старта – «семена»
Потребности:
- Решение организационно-технических вопросов,
- Поддержание энергии для движения вперед,
- Поддержание готовности команды решать возникающие трудности, мотивация.
Роль внешней поддержки: опытный эксперт – мотиватор, кто сможет оперативно ответить на возникающие организационно- технические вопросы (какую организационно- правовую форму бизнеса использовать, как составить бизнес-план и т.д.), кто сможет поддержать, когда опускаются руки и подсказать, на какие грабли не стоит наступать.
Стадия роста бизнеса – «всходы»
Потребности:
- Структурирование бизнеса (навести порядок в процессах, целях, ролях и т.д.),
- Экспертная поддержка по возникающим вопросам,
- Расширение команды.
Роль внешней поддержки: ментор, наставник, кто сможет направить в нужное русло развитие, поможет структурировать цели, процессы, предоставит независимый взгляд на бизнес компании.
Стадия масштабирование– «цветение»
Потребности:
- Подготовка команды к новой волне роста,
- Уточнение и реализация стратегии развития,
- Организационная трансформация бизнеса,
- Привлечение инвестиций.
Роль внешней поддержки: независимый Совет директоров. О порядке формирования и основных ошибках в работе Совета директоров читайте в статье «Основные ошибки при построении Совета директоров»
Стадия укрупнение – «черенкование»
- Укрепление команды для выхода на новый уровень бизнеса,
- Поиск новых направлений для расширения бизнеса, инвестиции, инновации,
- Трансформация бизнеса, диджитализация.
Роль внешней поддержки: независимый Совет директоров, формирование комитетов, комитета по аудиту, наблюдательного совета.
Понимая ключевые задачи каждой стадии развития бизнеса, важно не упустить момент привлечения эффективной внешней поддержки, чтобы обеспечить ускоренный рост Вашего бизнеса, снизить число ошибочных шагов и помочь Вашему бизнесу реализовать самые амбициозные стратегические цели.