Развитие компании с помощью инструментов бизнес-менторинга и коучинга
Автор: Феофанова О.Ю.
Такие модные слова, как коучинг и менторинг сегодня можно услышать почти на каждом крупном форуме или бизнес-конференции. При этом достаточно часто возникает путаница в трактовке понятий, иногда их используют как синонимы и даже сравнивают с психологической помощью.
Что же такое коучинг и менторинг и как они помогут в развитии вашего бизнеса?
Коучинг (англ. Coaching) –управляемый процесс работы с клиентом (коучи’) для решения конкретной задачи (цели) клиента. Задача коуча выстроить взаимодействие таким образом, чтобы клиент самостоятельно сформулировал цели и выявил путь их достижения. Особенностью такого процесса является безоценочность и беспристрастность коуча при взаимодействии с клиентом, отсутствие требований к специальным знаниям в области обсуждаемых целей клиента, использование набора специальных инструментов (вопросы, активное слушание и т.д.). В процессе коучинга не ставится задача передачи знаний. Согласно требованиям различных федераций коучинга, коуч либо не имеет права давать советы клиенту, либо имеет ограниченное право давать совет в случае, если адресуемый вопрос входит в зону его экспертных знаний.
Менторинг (наставничество) – это метод передачи знаний, связанный с привлечением опытного наставника, который помогает наставляемому получить необходимую информацию для решения возникающих дилемм, вопросов. Менторинг применим к любой сфере жизнедеятельности. Особенностью такого метода передачи знаний является отсутствие требований к специальным знаниям в области образовательной деятельности, важно доверие обучаемого, его уверенность в экспертных знаниях и компетентности наставника.
Сколько необходимо коучей и менторов и на каком этапе развития компании?
Ментора привлекают уже на ранней стадии развития компании, он помогает обойти острые углы, смело спорит с собственниками и не стесняется выражать свою позицию по ключевым вопросам развития компании.
Сколько необходимо менторов?
Так как у собственников бизнеса, особенно на стадии роста компании, не так много свободного времени, оптимальной стратегией будет выбрать одного – двух менторов. Выбрать тех, кого Вы считаете экспертом, кто готов открыто высказать альтернативную Вашей точку зрения, а иногда смело взять Вас за руку и развернуть на 180 градусов.
Для стартапов, малого и среднего бизнеса лучшим ментором будет человек с многолетним опытом в бизнесе, при этом опыт в корпорации будет плюсом для тех, кто уже переходит в фазу структурирования бизнеса (отладки бизнес-процессов, разграничения функционала и т.д.) и, конечно, на полноценной стадии масштабирования. Именно в период роста компании не хватает лидеров, которые привыкли работать с большими масштабами, уровня корпорации, и, пока внутри бизнеса Вы не вырастили своих лидеров, в помощь приходит ментор.
По мере роста компании инструмент менторства трансформируется в Совет директоров. Наиболее частый сценарий — ментор вводится в состав Совета директоров Вашего обновленного масштабируемого бизнеса.
Коучинг, как инструмент, полезен для взаимодействия с командой.
Так полюбившийся в западных корпорациях коучинговый стиль управления будет наиболее полезен в активной фазе роста компании: когда команду необходимо усиливать, приходят новые люди, функционал расширяется и возникает потребность в четком разграничении полномочий. Лучшим решением будет пригласить бизнес-коуча, эксперта, ввести его в команду на время активного роста. Он на своем примере покажет действенные методы, научит правильно использовать коучинговый стиль руководства.
В своей работе с клиентами Menteetime активно использует коучинг и менторинг. Мы готовы помочь Вам выстроить эффективную систему корпоративного управления на этапе масштабирования бизнеса.
Желаю Вам успешного использования инструментов коучинга и менторинга для эффективного развития Вашего бизнеса.